На сайте доступны версии для Windows, Mac OS X, Linux, ну и конечно же исходные коды (куда сейчас без них? ). Скачиваем нужную версию и устанавливаем. Установка заключается в распаковывании архива в какой-нибудь каталог. После установки у нас есть два файла, которые можно запустить: teeworlds и teeworlds_srv. Второй оставим для следующей статьи, а первый запустим. Игра запускаться сразу не хочет, поэтому придется ждать, пока загрузятся настройки, графика и скины. А пока внимательно изучаем следующий скриншот1:
Ага, изучили, дождались загрузки игры. К сожалению, нас встречают печальным сообщением ”No servers match your filter criteria” (Не существует серверов соответствующих заданным критериям) А все из-за досадной ошибки допущенной при разработке. Возможно, что на linux-версии такого не будет, но Windows-пользователям придется очистить поле ‘Game Types’.
Также рекомендуется снять галочки ‘Standart gametype’ (Показывать только стандартные сервера) ‘Standart map’ (Показывать только стандартные карты). Зато рекомендуется выставить галочки ‘Has people playing’ (Не показывать пустые сервера), ‘Server not full’ (Не показывать полные сервера), ‘No password’ (Показывать сервера без пароля) и последнюю галочку ‘Compatible version’ (Показывать только совместимые сервера).
Если вы уже ознакомлены с названием модов (т. е. модификаций серверов), то можете воспользоваться полем ‘Game types’. Напишите в поле, например, слово ‘BALL’. После этого клиент должен вам выдать все сервера типа ‘BALL’ или содержащих это слово в названии мода. Если вы хотите играть комфортно, то вам нужно убрать все сервера с высоким пингом. Не знаете что такое пинг? А вам и не нужно знать что такое пинг. Просто знайте, что чем больше пинг, тем хуже играть. Поэтому у игроков с низким пингом есть преимущество. При пинге больше 200 мс становится очень сложно играть. Хотя, полных нубов2 можно убивать и на 400 мс.
И еще раз, для закрепления материала: чем больше пинг, тем хуже играть (но не наоборот). После применения всех настроек вы должны увидеть примерно такую картину:
Ну что же,с критериями автоматического отбора серверов мы разобрались. Теперь нужно разобраться с таблицей серверов. В таблице представлено пять столбцов, а именно: Name (Имя), Type (Название мода), Map (карта), Players (Игроки), Ping (Пинг).
Если кликнуть один раз на название столбца, то таблица будет отсортирована по возрастанию. Если кликнуть еще раз — по убыванию. Первое поле в большинстве случаев ничего не даст, но может помочь при поиске любимого сервера. Так же с полями Type и Map. Кстати, советую не играть сначала на RACE и N[RACE] (слишком сложно для новичка, может испортить впечатление от игры), а выбрать сервер попроще – DM (TDM, CTF, iDM, i***, gi***) с большим количеством игроков..
Советую не ходить на CRAZY-мод. Мод заслуженно получил свое название, поэтому советую не играть. В поле players записана информация о количестве занятых/доступных мест на сервере. Например, 8/12 означает, что на сервере играет 8 игроков, а доступно еще 4 места. В части случаев эта информация неактуальна, так как между выбором сервера и получением данных проходит очень много времени. Поэтому вы можете получить печальное сообщение ”Disconnected – Server is full” (Вы отключены, так как на сервере все места заняты).
Что делать, если друг вас пригласил найти сервер или его? Ищем поле "Quick search" и пишем туда какой-нибудь текст. Поиск будет ввестись среди ников (имен игроков), названия карт и названия серверов. Если клиент не нашел доступных серверов, то нужно нажать кнопку ”Refresh” и подождать минуту (да, нужно ждать долго).
Кроме того, возможен случай, что часть мастер-серверов3, которые выдают информацию о доступных серверах, будет недоступна. Определить это можно по количеству серверов (см. надпись сверху кнопки ”Refresh”).
Вот пример: ”0 of 625 server, 0 players”. Обычно серверов около 600 (в данном случае 625). Если серверов будет около 300, то это значит, что нужно перезагрузить модем или пнуть4 провайдера5. Ну ладно, сервер мы наконец-то выбрали. Теперь наводим на него курсор и нажимаем левую кнопку. После чего нажимаем кнопку ”Connect” и… и играем. Если это ваш любимый сервер, то его можно добавить «в закладки». Ищем кнопку ”Info” и нажимаем, потом ищем галочку ”Favorite” и нажимаем. После чего рядом с именем сервера появляется «сердечко», а сам сервер доступен из вкладки Favorites.
Что делать, если вас попросили зайти на сервер по ip? Ищем поле ”Host adress” и вписываем туда нужный адрес, например, ”srv.teewar.ru:8304”. Теперь можем нажать кнопку ”Connect” для старта игры (смотрите, не нажмите на таблицу серверов, иначе вам придется набирать заново).
Теперь рассмотрим все вкладки в клиенте для Teeworlds. На вкладке Internet (Интернет) вы можете увидеть большинство серверов, на вкладке LAN — локальные сервера, на вкладке Favorites — любимые сервера. А вот кнопочка Quit заставит ваш клиент выключится.
Кстати, если нажать Shift+Ctrl+Q, то это будет равнозначно нажатию этой чудесной кнопочки. Теперь рассмотрим основные настройки. Нажимаем на кнопку ”Settings”. Сначала нужно выставить имя пользователя. Для этих целей предназначено поле ”Name”.
Теперь вам нужно выбрать, использовать ли динамическую камеру (Dynamic Camera), менять ли оружие после подбора (Switch weapon on pickup), показывать ли имена колобков (Show name plates), показывать ли их всегда (Always show name plates). Последние две опции очень полезны на таких картах как fc_shortday, fc_night, lost_night_water и ctf4_night. После этого вы можете выбрать скин, а также настроить его цвет. Для настройки цвета нужно нажать ‘Custom colors’ и покрутить регуляторы.
На под-вкладке ”Controls” можно настроить управление. Для начала попробуем переназначить оружие, к примеру, молот на кнопку 0. Найдем поле Hammer, нажмем на надпись ”1”, а потом нажмем на цифру ”0”. Кнопкой ”Reset to defaults” можно вернуть все изменения назад. Переводить все действия не буду, так что вам нужно подучить английский. Также вы можете использовать Z-Team Pack, в нем можно очень просто сменить язык на русский. А пока смотрите скриншот:
Теперь перейдем к под-вкладке ”Graphics”. В меню ”Display Modes” вы можете выбрать нужное разрешение. Если вы не хотите играть в полно-экранном режиме, то нужно снять галку ”Fullscreen”. Это очень удобно, можно, например, видеть сообщения в чате, icq6, jabber-конференции7 и в тоже время играть. Опции ”V-sync”, ”High Detail”, и ”Quality Textures” выключить нужно только, если ваш компьютер очень слабый и старый, а также больной. Опция ”High Detail” отвечает за прорисовку карт, поэтому если вы не сможете играть, вам обязательно нужно включить эту опцию.
С помощью регуляторов ”UI Color” можно настроить цвет меню. На вкладке ”Sound” нету ничего интересного, поэтому звук вы будете настраивать сами.
Теперь перейдем к самой игре, а точнее к внутри-игровому управлению. С помощью нажатия кнопки Tab можно увидеть таблицу очков. А после нажатия кнопки Shift вы можете выразить свою эмоцию. Советую эмоции слишком не выражать (отнимает очень «много» времени по игровым меркам), хотя их можно назначить на отдельную клавишу.
Теперь перейдем к игровому меню. Нажмите ESC. Сейчас вы можете: перейти в другую команду, отключиться от сервера, выйти из игры, открыть настройки, посмотреть данные о сервере, перейти в меню голосования
На вкладке Server Info можно узнать имя сервера, ip-адресс и порт, пинг, версию сервера, название модификации, название карты, количество игроков и MOTD (сообщение дня, недели, а иногда даже целого года):
А вот на вкладке Callvote вы можете вызвать голосование за некоторые опции, заданные администраторами, а также за кик8 игроков. После того, как вы кикнули игрока, он не сможет зайти на сервер в течении 5 минут. В прочем, администратор сервера может запретить кик игроков. Но если вы все же встретите сервер с работающим голосованием, то стоит уметь им пользоваться.
После того как вы выбрали нужную опцию или игрока, нужно нажать Call Vote. Если же кто-то успел раньше вас, то для голосования нужно нажать F3/F4 (да/нет).
Теперь перейдем к работе с демо-записями. Перейдем на вкладку ‘Demos’, выберем ну жную запись и нажмем кнопку ‘play’. Чтобы просматривать демо нужно иметь такую же карту, как и на сервере в момент записи.
После этого внизу мы увидим текст типа «0:13/19:27», стандартный для всех проигрывателей. Нажмем ESC и получим еще несколько дополнительных элементов управления таких как || и > (Пауза и проигрывание), а также << и >> (замедлить и ускорить). Всего доступно 6 режимов : x0.1; x0.5; x1;x2; x4;x8. Еще появляется кнопочка Exit, перебрасывающая вас назад, к игровому меню.
Теперь откроем редактор. Жмем Ctrl + Shift + E. Не нравится редактор? Опять жмем Ctrl + Shift + E. Вот, мы из него вышли. Но если вам он все-таки понравился или вам просто захотелось научиться делать карты, то нужно прочитать и запомнить следующее:
• Не показывать и не выкладывать свои карты до тех пор, пока не будут исправлено большинство багов9. А сам сервер запускать с параметром sv_register 0 (тогда сервер будет не доступен из таблицы серверов). Людей можно приглашать по IP:port. Узнать ваш IP можно с помощью сервиса myip.ru. Если не будете придерживаться этих правил, то я найду вас и убью самым жестоким образом.
• Прочитать туториал по созданию карт от Sebaci. Его можно найти здесь: http://teewar.ru/36 (перевод от vit) и здесь: http://www.teewiki.info/wiki/Map_Editor_Tutorial (изначальный туториал на английском языке, к слову, гораздо лучше оформлен).
• В туториале от Sebaci есть существенная ошибка: не расписано понятие embedded-изображений. Изначально с клиентом поставляется несколько стандартных tilesetов10. Если этого изображения не будет у игрока, то он увидит графические глюки11 и будет очень долго ругать вас и вашу маму, и вообще всю вашу родословную по пятое колено. Поэтому если же вы захотите добавить нестандартный tileset (см. пункт 4 туториала от Sebaci), то нужно будет поступить следующим образом:
а) добавить png-файл в каталог data/mapres/ рядом с игрой, т. е. файлом teeworlds.exe. Прим.: Да, уважаемые линуксоиды, текст писан не для вас. А если вы все еще читаете эту статью, то вы либо больной, либо вам нужно сменить ОС.
б) выполнить полностью 4 пункт туториала от Sebaci
в) после добавления нового tilesetа нажмите правой кнопкой мыши и выберите пункт ”Embedded”. После этого изображение включится в состав карты и игроки будут видеть то же, что и вы. А вот размер карты увеличится, поэтому не советую включать изображения общим размером больше 100 кб. Больше 600 кб — это вообще самоубийство. Ну а про 2.5 мегабайта мне даже не хочется говорить. Кстати, сохранять нужно с расширением .map. Вот так: mycoolmap.map.
А теперь мы перейдем к издевательствам над клиентом. Мы поиграемся с консолью, попробуем назначить на некоторые клавиши дополнительные действия. Итак, для начала жмем F1. Открывается вот такая вот консоль:
Чтобы сделать? А давайте назначим на клавишу ‘x’ суицид (нет, не в реальной жизни). Нужно воспользоваться командами bind и kill. Команда kill – это суицид. Теперь напишем в консоли такой текст ‘bind x kill’, нажимаем enter. Все, теперь при нажатии на клавишу x на большинстве серверов вы должны умереть (часть модов этого не позволяет).
А еще можно к примеру, сделать отключение от сервера по нажатию клавиши. За отключение отвечает консольная команда disconnect. Пишем: "bind p disconnect". Все, теперь выход с надоевшего сервера быстр и прост.
Что еще? Есть еще команда team, которая принимает в качестве аргументов числа -1 (перейти в спектаторы, которые наблюдают), 0 (перейти в красную команду) и 1 (перейти в синюю команду). Пример: "team 1". Есть еще две хорошие команды — это say и say_team. Пример: "say Hi!" Первая команда выводит сообщение ”Hi!” в общий чат, а вторая — в командный. А если вы хотите сказать что-то обидное про синюю команду и перейти в красную, то нужно будет заключить все команды в двойные кавычки и использовать разделить ‘;’ (точка и запятая). Вот так: bind p "say blue noobs; set_team 0”.
Ладно, давайте научим нашего tee изображать эмоции от одного нажатия клавиши. Для этого используется консольная команда ”emote”, которая принимает в качестве аргумента число от 0 до 15. К сожалению, для чисел 13 и 15 изображение отсутствует. Пишем: bind kp1 "emote 10; say AAA!!!”. А теперь попытаемся нажать на кнопку с цифрой 1 на дополнительной клавиатуре. Не знаете где дополнительная клавиатура? См. крайний правый блок на следующем изображении:
И да, я забыл добавить, что изображение нагло украдено с Википедии, которая Свободная энциклопедия, а точнее со страницы http://ru.wikipedia.org/wiki/Клавиатура. Вот так вот. А лицензия этого изображения — CC-BY-SA-3.0.
Ладно, вернемся к нашим баранам… Вот наглядная таблица с иконками эмоций и их номерами:
Как я и обещал, я расскажу про запись и проигрывание демо с помощью консоли. Для этих целей есть команды record, stoprecord и play. Давайте запишем демо. Запускаем игру, заходим на сервер, жмем f1, пишем: record teeworlds-forever. В конце записи пишем команду stoprecord. Теперь давайте просмотрим что у нас получилось. Пишем: play demos/teeworlds-forever.demo. Все, мы сейчас просматриваем только что записанное демо.
Ладно, перейдем к более детальной настройке teeworlds. Часть опций вам, возможно, будет не интересна, поэтому я оставил наиболее нужные. Для начала введем команду "gfx_clear 1". Теперь часть проблем с изображением должна пропасть, а на их месте будет желтый фон.
Следующей командой (точнее параметром) будет ui_scale. Для начала введем её с аргументом 50: ui_scale 50. Видите что случилось с менюшками и кнопками? Обычно ui_scale равно 100 (т. е. 100 процентов). Неплохим вариантом будет и 90 процентов.
Теперь мы попробуем изменить скорость получения списка серверов. Для этой цели служит параметр "b_max_requests". Обычно параметр b_max_requests равен 10. Если сделать его равным 1000 (максимум), то скорость получения списка многократно увеличится. Однако вы можете получить неправильный пинг (многократно увеличенный). 50 — оптимальный вариант. И быстро, и пинг изменяется в пределах 15 мс.
Теперь я опишу некоторые файлы и каталоги. Начнем с каталога с игрой. В этом каталоге есть такие файлы:
• config_directory.bat — программа запускает просмотр каталога с настройками
• SDL.dll — этот файл нужен для работы игры.
• teeworlds.exe — сам клиент
• teeworlds_srv.exe —сервер
• *.txt — разные неинтересные текстовые файлы.
Перейдем к каталогу data. Итак, файлы:
• blob.png — часть фона
• browse_icons.png. Здесь нарисованы 4 иконки для указания типа сервера (запароленный сервер, любимый сервер, получение информации с сервера, не оригинальный сервер);
• console.png – фон консоли;
• console_bar.png — рамка консоли, отделяющая её от игры;
• debug_font.png — шрифты;
• emoticons.png — эмоции;
• game.png — оружие, жизнь и флаги;
• gui_cursor.png — игровой курсор;
• gui_logo.png — надпись teeworlds;
• particles.png — след от оружия.
В каталоге data/audio/ находятся звуковые файлы, в data/fonts/ – шрифты, в data/skins/ – изображения колобка (видны только тем, у кого эти изображения есть), в каталоге data/maps/ – стандартные карты, а в каталоге data/mapres/ – ресурсы для создания карты.
Теперь перейдем в каталог data/editor. Здесь 4 файла:
• background.png — фон;
• checker.png — изображение прозрачного фона);
• cursor.png — курсор в редакторе;
• entities.png — файл используется для #game layer (игровой слой);
Ладно, запустим файл config_directory.bat. Должен открыться каталог типа C:\Documents and Settings\nsinreal\Application Data\Teeworlds\. Здесь находятся три файла:
• autoexec.cfg — автозапуск команд в сервере/клиенте;
• masters.cfg — служебный файл;
• settings.cfg —файл с настройками.
А еще есть четыре каталога:
• demos — здесь хранятся демо-записи;
• downloadedmaps — загруженные карты;
• maps — ваши карты);
• screenshots — скриншоты, т. е. снимки экрана.
Вот и все. В обзорах всех остальных клиентов будут описаны только отличия от стандартного.